HR-АНАЛИТИКА
deynekina hr&ba

HR-метрики в обучении. Часть 2

Метрики количества и стоимости мы разобрали в прошлой статье. Давайте разберем остальные.
Метрики количества и стоимости мы разобрали в прошлой статье. Продолжим тему HR-метрик оценки обучения.

Ранее я уже говорила, что любой HR-процесс можно описать с помощью 5 типов метрик:

количество
качество
время
стоимость
обратная связь (результаты опросов, анкетирования, интервью)

Качественные метрики в обучении

Здесь приходит на помощь модель Дональда Киркпатрика. Кто ее любит, кто-то нет, но,
возможно, вы просто не умеете ее готовить. :)
Давайте вспомним, как она выглядит:

Первый уровень – уровень реакции
Что измеряем: оценка участников тренинга: программы, тренера, качества кофе-брейков,
удобства помещения и т.д.
Инструмент оценки: анкета
Когда измеряем: сразу после тренинга и через некоторое время (например, через неделю после
тренинга).
Недостатки уровня: чаще всего не связан непосредственно с содержанием программы, так как он
затрагивает эмоции. Если тренер харизматичный, то участники оценят программу выше, даже
если он не дал ничего полезного, а просто развлекал их весь тренинг.
Как исправить: в анкету встроить вопросы: какие инструменты будете использовать, в каких
ситуациях. Эти ответы помогут вам в дальнейшем оценить уровень поведения. Провести оценку
повторно через неделю после тренинга. В этом случае влияние эмоций уйдет и останется более
объективная оценка.

Второй уровень – уровень знаний
Что измеряем: оценка приобретенных знаний
Инструмент оценки: тестирование, выполнение заданий, решение кейса, пробной ситуации
Когда измеряем: до тренинга и сразу после тренинга, а также через некоторое время (например,
через неделю после тренинга).
Как проводить: я предлагаю составить тест по теме тренинга и дать участникам ДО тренинга и
замерить их баллы, а затем этот же тест дать ПОСЛЕ тренинга. Посчитать процент изменения в
знаниях по каждому участнику тренинга и по каждому тренингу и оценить, насколько значимы эти
изменения. А также через некоторое время, пару недель после тренинга, дать другой измененный
тест для проверки остаточных знаний.

Третий уровень – уровень поведения.
Что измеряем: оценка изменений в поведении участников после тренинга
Инструмент оценки: опрос 180/270. Это я так называю видоизмененный опрос 360, но без части
опроса самого участника тренинга, так как он постарается приукрасить действительность и
опрашивать его об изменении его поведения после тренинга я считаю бесполезным. А вот
руководитель сотрудника, его коллеги и подчиненные, если они есть, могут дать информацию,
стал ли участник тренинга вести себя по-другому или нет.
Как проводить: рекомендую работать с выборкой обучившихся и оценивать по выборке, а не по
всем участникам тренинга, если их было много. Также можно использовать метод наблюдения,
если условия позволяют увидеть изменения в поведении (например, наблюдение за работой
рабочих на линии после обучения).

Четвертый уровень – уровень результатов
Что измеряем – изменения результатов работы, оказывают ли изменения в поведении участников
положительное влияние на организацию
Инструмент оценки: замеры количественных и качественных бизнес-показателей.
Недостатки уровня: многие коллеги затрудняются оценить изменения в результатах, так как не
продумывают методику оценки тренинга еще ДО проведения тренинга.
Как исправить: необходимо выстроить цепочку сбора доказательств эффективности или
неэффективности тренинга.

Давайте разберем на примере.

В компании есть руководители, которые не предоставляют обратную связь своим подчиненным,
сотрудники показывают низкий уровень вовлеченности в отделе, высокую текучесть. Мы
сформулировали, что нам нужен тренинг по предоставлению обратной связи для руководителей.
Определим требования к обучению: что мы ожидаем от тренинга, какие знания, умения, навыки
должны усвоить участники тренинга.
Выделим критическое поведение и требуемые драйверы: участники тренинга должны увеличить
время и качество общения со своими подчиненными, использовать разные виды обратной связи в
зависимости от ситуации.
Как мы проверим изменения: сделаем анонимный опрос подчиненных.
Как мы измерим влияние изменений на результаты: опрос подчиненных, измерим уровень
текучести в подразделении из-за стиля руководства непосредственного руководителя, измерим
изменения в индексе вовлеченности в отделе.
И только после того, как нам стало ясно, чему конкретно мы должны учить, как мы будем
оценивать изменения на уровне знаний, поведения и результата, мы проводим тренинг.

К этой модели Киркпатрика пристраивают модель оценки возврата инвестиций Джека Филлипса.
Но про расчет ROI я уже писала в другой статье.

Дополнительными метриками можно назвать:
- Количество сотрудников с индивидуальным планом развития и обозначенными в нем
программами обучения
- Отслеживание связи между изменением бюджета на обучение и результатами компании
(по логике, чем больше денег компания тратит на обучение, тем выше результаты
компании, выше производительность, оценка результативности сотрудников, индивидуальные результаты сотрудников – объем продаж торгового представителя, выработка рабочего и тд).

На возражения типа «Как можно оценить влияние именно обучения, там же столько факторов еще параллельно влияет!» - я предлагаю использовать тестовые группы:

- Сделайте две выборки из числа сотрудников, которые должны быть обучены. Одна выборка будет
тестовой группой, то есть их вы будете обучать. Вторая выборка будет контрольной группой. То
есть с ними будете сравнивать результаты.

- Замерьте результаты работы обеих выборок и посчитайте средние значения (при условии, что нет
выбросов, читайте в статье - как убирать выбросы).

- Обучите тестовую группу, после обучения замерьте результаты через месяц, чтобы новый навык
выработался и вошел в привычку. Посчитайте среднее (опять же без выбросов) и сравните со
средними значениями контрольной группы. На сколько существенны изменения? Областей
применения тестовых и контрольных групп в управлении персоналом много, как-нибудь напишу
об этом.

Ну а пока начните использовать модель Киркпатрика для дорогостоящих программ и
прописывайте критерии успеха программы и метрики для измерения еще ДО обучения.