deynekina hr&ba

Как рассчитать эффективность
вложений в персонал?

Для расчета эффективности инвестиций в бизнесе используют формулу ROI – возврат инвестиций.
Как считать возврат инвестиций в персонал?
Согласно общеотраслевому обзору Saratoga HR ROI в 2017 году составил 2,77 рубля, а в 2018 году - 1,98 рубля.
Для расчета эффективности инвестиций в бизнесе используют формулу ROI – возврат инвестиций. Но как считать возврат инвестиций в персонал?

Согласно общеотраслевому обзору Saratoga HR ROI в 2017 году составил 2,77 рубля.
Напомним формулу расчета:
Чаще всего компании испытывают трудности с расчетом возврата инвестиций в обучение,
корпоративные мероприятия и проекты без очевидного дохода.

Предлагаю рассмотреть измененную формулу для таких случаев:
Экономия – это деньги, которые компания сохраняет в результате некой HR-инициативы и
перенаправляет на развитие бизнеса.
Еще на стадии согласования какой-то HR-инициативы необходимо задаться вопросом: «Зачем мы это делаем?»

Давайте рассмотрим пример 1.
Компания отправила двух разработчиков на конференцию с целью привнести в работу новые практики. После конференции один разработчик смог исправить и сократить время отклика сайта, а второй разработчик ничего не смог предложить и улучшить в своей работе. Как считать ROI в этом случае?

Обратимся к бизнесу за данными. Раньше запрос на сайте обрабатывался около 20 секунд, при этом около 70% клиентов не дожидались полной загрузки и покидали сайт уже на десятой секунде.

После исправлений скорость отклика уменьшилась до 8 секунд и уже только 20% клиентов уходило со страницы. Среднемесячное количество посетителей сайта – 500 человек. При скорости загрузки до исправления компания теряла 70% или 350 посетителей. После исправления только 20% или 100 посетителей уходили с сайта. То есть среднемесячно удалось удержать 250 посетителей.

Но не все посетители становятся клиентами, поэтому для расчета мы должны знать значения конвертации посетителей сайта в клиенты. Конверсия в компании равна 25%, то есть каждый четвертый посетитель сайта делает покупку. В нашем случае 250 удержанных посетителей превратились в 62 новых клиента.

Для привлечения одного клиента компания тратит 2000 рублей на рекламу.
Общие эффективные затраты на рекламу составляют = 2 000 руб * 62 клиента = 124 000 рублей. При предыдущих показателях скорости загрузки сайта компания эти деньги теряла, так как клиенты не совершали покупку и уходили.

Средний чек в компании составляет 8 000 рублей.
Общий доход = 8 000 руб * 62 клиента = 496 000 рублей.
Общие доходы + экономия на рекламе составила = 124 000 + 496 000 = 620 000 руб. Стоимость участия одного сотрудника в конференции составила 40 000 руб. или 80 000 руб. на двоих.

Рассчитаем ROI участия в конференции для обоих разработчиков:
ROI = (620 000-80 000)/80 000 = 6,75 рублей или 675%.
Результаты такого возврата инвестиций впечатляют.

Рассмотрим еще менее очевидный пример 2. Компания провела тренинг по обратной связи для руководителей. Что в этом случае будет экономией? В качестве гипотезы измерим уровень текучести до и после тренинга в подразделении, где работает этот руководитель. Если причинами увольнения на выходных интервью назывались проблемы с руководителем, то нужно измерить, сократилось ли количество увольнений по этой причине?

Разницу в изменении текучести нужно оцифровать и посчитать, сколько для компании стоит замещение уволенных и найм новых сотрудников. Это значение и будем использовать в качестве экономии для расчета ROI. В рамках этой статьи мы не будем рассматривать вопрос, как считать стоимость текучести.

Важные моменты, которые нужно учитывать при внедрении расчетов HR ROI в компании:
В некоторых случаях ROI можно рассчитать не сразу, а через какое-то время (полгода, год,
несколько лет). Чем дороже проект, тем дольше длится период возврата. Поэтому доход
или экономию считайте накопленным итогом. Формула для расчета:
Внедрение системы расчета эффективности инвестиций в персонал начинайте с расчета
дорогостоящих программ и тех, на которые компания возлагает надежды.
Инициируя какой-то HR-проект, исходите из цели проекта, то есть зачем вы это делаете.
Затем определите ключевые показатели, которые вы будете отслеживать и которые
должны измениться. Также определите способ отслеживания этих изменений.
Для некоторых дорогостоящих проектов рассчитывайте не ROI, а ROE – ожидаемый
возврат инвестиций. Формула та же самая, что и для расчета ROI, но кардинальное
отличие состоит в моменте расчета. ROI рассчитывается по факту свершения расходов, а
ROE еще до того, как вы потратили хоть рубль. То есть на этапе расчета ROE вы
определяете для себя оптимальный сценарий возврата инвестиций. Затем сравните
значения ROE и ROI и сделайте анализ различий.