DEYNEKINA HR&BA
DEYNEKINA HR&BA

Как сравнить результат аттестации
разных групп?

Рассмотрим, какие данные нужно измерить, чтобы получить представление об уровне знаний сотрудников и сравнить результаты внутри и между группами
В статье "Как анализировать результаты тестов после обучения?" мы с помощью стандартного отклонения проанализировали результаты тестирования знаний и сравнили результаты тестирования до и после обучения.

Давайте на примере аттестации рабочих двух цехов сравним результаты и оценим уровень знаний.

Пример
В каждом цехе числится по 10 рабочих, каждый из которых был аттестован.
Максимальный балл аттестации = 100 баллов.
Минимальный балл аттестации = 0 баллов.
Проходной балл = 75 баллов.

Результаты аттестации рабочих Цеха 1 и Цеха 2 приведены в Таблице 1.
Таблица 1. Результаты аттестации рабочих Цеха 1 и Цеха 2
Опираясь на среднее значение (далее - средний балл) аттестации рабочих в Цехе 1 и в Цехе 2 (в обоих случаях равен 80), мы можем выдвинуть гипотезу, что уровень знаний рабочих в двух цехах по результатам аттестации одинаковый.

Так как аттестация проведена для всех рабочих обоих цехов, проверим гипотезу с помощью функции Excel СТАНДОТКЛОН.Г, которая измеряет стандартное отклонение для генеральной совокупности.
Получаем следующие значения стандартного отклонения (далее - СО):
- СО Цеха 1 = 10 баллов.
- СО Цеха 2 = 5 баллов.

В данном примере СО означает средний разброс уровня знаний по результатам аттестации в бОльшую и меньшую сторону от среднего значения для каждого цеха (см. Таблица 1).


Проверка гипотезы с помощью графического анализа

В Цехе 1 СО составляет 10 баллов, т.е. результаты аттестации рабочих в среднем на 10 баллов в бОльшую и меньшую сторону отличаются от среднего балла, равного 80 (см. Рисунок 1). Следовательно, диапазон результатов аттестации в Цехе 1 составляет от 70 до 90 баллов (80 +/- 10).

СО в Цехе 2 составляет 5 баллов. Следовательно, диапазон результатов аттестации в Цехе 2 составляет от 75 до 85 (80 +/- 5).

Рисунок 1. Диапазон СО Цеха 1 и Цеха 2
Вспомним, что проходной балл равен 75. Можно ли, глядя на Рисунок 1, уверенно сказать, в каком цехе большее количество рабочих успешно прошло аттестацию?

Очевидно, что в Цехе 2 с аттестацией справилось большее число рабочих, т.к. проходной балл включен в левую границу диапазона результатов Цеха 2 (от 75 до 85 баллов).

Что касается Цеха 1, то проходной балл оказался внутри диапазона результатов (от 70 до 90 баллов), а значит часть рабочих Цеха 1, результаты аттестации которых попали в диапазон от 70 до 75 баллов, не справились с аттестацией. Встает вопрос качества обучения в Цехе 1.

Таким образом, Рисунок 1 наглядно демонстрирует различия в уровне знаний рабочих в Цехе 1 и Цехе 2 и позволяет опровергнуть нашу гипотезу, несмотря на идентичное значение среднего балла аттестации (равного 80).
Вывод
Стандартное отклонение является эффективным показателем для решения различных HR-задач, таких как:
  • оценка эффективности корпоративного обучения;
  • анализ уровня компетенций сотрудников по результатам выполнения ключевых показателей эффективности (выработка, выполнение плана продаж, закрытие вакансий и т.д.);
  • оценка срока закрытия вакансий по источникам подбора и др.
  • анализ результатов корпоративного опроса.
Найдите в своей работе области применения стандартного отклонения, и вы сможете повысить качество аналитики и анализа эффективности HR-процессов в компании.
Этот и другие статистические показатели и примеры применения их на практике при решении HR-задач мы разбираем на нашем онлайн-курсе "HR-статистика".