Работа с любым ресурсом предусматривает три параллельных и взаимопроникающих процесса: оценка состояния, обеспечение наличия ресурса и его качества.
Одним из краеугольных камней любого вида управления является предсказуемость управляемой системы. Если технические и финансовые процессы, которыми оперирует предприятие, достаточно стабильны и обладают высокой степенью предсказуемости, то человеческая психика – это подвижный механизм, на который влияет огромное количество факторов, находящихся часто за пределами влияния компании.
Поэтому маркетинг и HR – это функции, в которых должна быть выстроена система, обладающая способностью быстро реагировать на любые изменения. При этом каждая область обладает своей спецификой, которая не позволяет им бездумно заимствовать инструменты друг у друга. Маркетинг в большей степени направлен вовне, HR же сосредоточен на внутренних процессах. А значит есть серьезные отличия в системе знаний, необходимых для управления этими функциями.
И далее мы поговорим как раз о том, как устроено управление персоналом и какими знаниями и компетенциями должны обладать ее представители.
Нужно сразу оговориться о том, что отнюдь не всегда функция подразумевает наличие в организации отдельного человека, ответственного за ее выполнение.
В небольших компаниях очень часто вообще отсутствуют сотрудники, отвечающие за персонал. Это не значит, что функции не существует и не совершаются действия, необходимые для ее поддержания. Просто эта нагрузка распределяется между другими руководителями и сотрудниками.
В таком случае, например, генеральный директор составляет штатное расписание, а руководители подразделений самостоятельно составляют описание вакансий и проводят интервью с кандидатами. В этой статье мы будем оперировать не должностями, а функционалом, исполняемым в рамках управления персоналом.