Любая система управления состоит из нескольких уровней. Высший уровень обеспечивает целеполагание, средний – систему правил исполнения, а младший – непосредственное исполнение.
Таким образом, функция найма персонала, являющаяся частью системы обеспечения предприятия человеческим ресурсом, будет выглядеть следующим образом:
1. Высший уровень определяет цели найма, которые должны появляться на основе потребности системы более высокого уровня – стратегического управления.
Примеры:
- при потребности в удержание рынка целью найма может являться консервативное поддержание текущего состояния состава персонала;
- при потребности в захвате новых рынков целью найма может быть повышение навыков и способностей организации решать сложные задачи;
- при стратегии сокращения расходов целью найма будет поиск более дешевого персонала или сокращение персонала за счет повышение производительности труда.
2. Средний уровень на основе вышестоящих целей создает систему правил найма и фиксирует их в методических материалах для исполнителей: правила составления и размещения вакансий, тесты для кандидатов, инструкции по проведению интервью, профили компетенций, необходимые для выполнения должностных обязанностей, систему оценки для определения соответствия кандидатов требованиям компании и т.п.
Кроме того, в среднем уровне добавляется организация горизонтального взаимодействия, так как формируемые правила и методики должны в полной мере согласовываться с потребностями других функций – производства, финансов, маркетинга.
3. Младший уровень или уровень исполнителей должен обладать универсальными умениями, требуемыми для выполнении методики подбора: ведение интервью, управление эмоциями собеседника, проверка валидности ответов, выявление уровня проявления компетенций и т.д.
Все уровни системы, с одной стороны, взаимосвязаны, а с другой – уникальны. И для того чтобы система выполняла свои функции, специалисты, работающие в ней, должны фокусироваться именно на своей специальности. А универсалы, работающие в небольших компаниях, должны обладать важнейшим умением – переключать свое внимание на актуальный в данный момент уровень задач.
Напомним, что если в компании не предусмотрены формальные должности и отдельные люди для выполнения системных функций, то они все равно будут выполняться руководителями подразделений. Но в таком случае качество процесса оказывается низким, так как обслуживается людьми без нужной подготовки.