DEYNEKINA HR&BA
deynekina hr&ba

HR-метрики текучести
на испытательном сроке

Метрики текучести считают многие компании. Давайте на примере рассмотрим основные ошибки расчета текучести на испытательном сроке
Пример компании "Х"
В одной крупной компании "Х" со среднесписочной численностью около 11 тысяч человек руководство заказало исследование мнения сотрудников об HR-процессах компании для выявления проблем с привлечением и удержанием персонала.

Позвали опытных консультантов, которые предложили провести фокус-группы с сотрудниками, по результатам которых предоставили отчеты с выводами и рекомендациями. В одном из пунктов по удержанию сотрудников была рекомендация: оценить текучесть сотрудников на испытательном сроке.

В компании "Х", как и полагается в крупных компаниях, ведутся расчеты основных показателей текучести. HR-специалист посмотрел на свои цифры и увидел следующее (см. Таблица 1):

Таблица 1. Показатели текучести компании "Х"
HR-специалист доложил своему руководителю, что текучесть на испытательном сроке (ИС) маленькая: средний показатель по году - 0,8%. Тот сделал вывод, что проблем с закрепляемостью сотрудников без опыта работы в компании нет.
Правильно ли выполнен расчет? Что упустил HR-специалист компании "Х"? Можно ли по среднему показателю за год выявить проблемы с текучестью персонала на ИС?

Давайте разберем, какие расчеты следовало сделать HR-специалисту.

Пример дополнительных расчетов
Для оценки эффективности оттока и удержания персонала в компании требуется знать и понимать основные критерии оценки данного процесса, а также способы расчета основных HR-метрик.

Сотрудник посчитал среднемесячное значение текучести - 0,8%. На первый взгляд кажется, что цифра незначительная и действительно не побуждает к действиям. Чтобы понять реальный масштаб оттока персонала на ИС, нужно суммировать количество уволенных на ИС сотрудников за год и сделать расчет годовой текучести на ИС. Согласно Таблице 2 он составил 9,4%. Очевидно, что эта цифра уже заслуживает внимания.

Много ли это? Нормы показателя как общей текучести, так и текучести на ИС у каждой отрасли свои. Для сравнения своих цифр с отраслевыми значениями компании обычно используют бенчмаркинговые отчеты с основными показателями.

Также каждая компания должна не только считать коэффициенты текучести персонала, но и понимать причины увольнения сотрудников.
Таблица 2. Показатели текучести компании "Х" после дополнительных расчетов
Далее следует рассчитать HR-метрику, которая позволит более точно оценить проблему удержания сотрудников на ИС - процент уволенных на ИС на конец месяца в общей численности сотрудников, находящихся на ИС в компании "Х" на этот же период.

Так, согласно Таблице 2, данная HR-метрика составила:

  • в январе - 14,9% (43/289 * 100%),
  • в феврале - 13,7% (74/(294+(289-43)*100%),
  • в марте - 10,9% (85/(316+(294-74)+(289-43)*100%).
Формула включает в себя не только количество сотрудников на ИС, принятых в текущем месяце, но и сотрудников на ИС, принятых в предыдущие месяцы. Например, в марте в компании "Х" на ИС все еще находятся сотрудники, принятые в январе и феврале.

Годовой показатель текучести на ИС составил 11,7% (86/738), то есть на ИС увольняется чуть больше, чем каждый десятый сотрудник.
График 1. Процент уволенных в общей численности сотрудников на ИС
Составив График 1 по данной HR-метрике за год, мы можем увидеть, что пик увольнений приходится на январь и декабрь. Эту информацию можно использовать для дальнейшего анализа причин.

Дополнительно мы можем узнать процент сотрудников, находящихся на ИС, в общей численности уволенных в каждом месяце (см. График 2) и итоговое значение по году, которое составило 28,9% (см. Таблицу 2). То есть почти каждый третий среди уволенных сотрудников уволился в течение ИС.

График 2. Процент уволенных на ИС в общей численности уволенных сотрудников
в компании "Х"

Будучи предоставленными руководителю, все дополнительные расчеты из примера могли бы обратить его внимание на процесс адаптации и наставничества новых сотрудников, подтолкнуть к анализу основных причин увольнения сотрудников на ИС и в итоге помочь снизить процент текучести на ИС.
Если вы хотите научиться определять оптимальные метрики для каждого HR-процесса, присоединяйтесь к курсу "Создание системы HR-метрик".